Му́соргский Модест Петрович (1839-1881), российский композитор, член «Могучей кучки». Эстетические воззрения Мусоргского связаны с подъёмом национального самосознания 1860-х гг. Музыкальный язык Мусоргского, отличавшийся радикальной новизной, оказал воздействие на многие музыкальные явления XX в. Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» (1869, 2-я ред., 1872) и «Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883); психологические музыкальные портреты в песнях - драматических сценках, в которых обращался к социально заострённым темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка» и др.). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874; оркестрован М. Равелем, 1922), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877) и др.
* * *
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович - МУ́СОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881), русский композитор, член «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) . Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-1880, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях - драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка»). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877).* * *
МУ́СОРГСКИЙ Модест Петрович [9 (21) марта 1839, c. Карево Псковской губернии - 16 (28) марта 1881, Санкт-Петербург], русский композитор.
Творческие метания и житейские перипетии
Родился в семье помещика, представителя рода Рюриковичей (см. РЮРИКОВИЧИ). Занимался игрой на фортепиано со своей матерью и в возрасте 9 лет исполнил концерт Дж. Филда (см. ФИЛД Джон)для аудитории, собравшейся в доме его родителей. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852 - в Школу гвардейских подпрапорщиков. Вскоре появилась его первая публикация - фортепианная полька «Подпрапорщик». Несколько лет брал уроки игры на фортепиано у видного петербургского педагога А. А. Герке. В 1856, несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения В. Гюго (см. ГЮГО Виктор). В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк. В 1857 познакомился с А. С. Даргомыжским (см. ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич)и Ц. Кюи (см. КЮИ Цезарь Антонович), а через них - с М. А. Балакиревым (см. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич)(которого уговорил преподавать ему основы композиции) и В. В. Стасовым (см. СТАСОВ Владимир Васильевич). Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА).
В 1858, после нервного или духовного кризиса, Мусоргский уволился из армии. Большое значение для его духовного развития имело первое посещение Москвы в 1859, где он испытал прилив патриотических чувств и вдохновения. Хотя музыка Мусоргского начала появляться в программах публичных концертов, его творческая деятельность продолжала носить нестабильный, лихорадочный характер. В течение двух лет после освобождения крестьян (1861) он вынужденно участвовал в управлении семейным имением. Начатая было симфония осталась ненаписанной, а Стасов и Балакирев сошлись во мнении, что Мусоргский - «почти идиот». Вскоре, однако, Мусоргский вернулся к творчеству. В 1863-65 он работал над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести Г. Флобера (см. ФЛОБЕР Гюстав). В то время Мусоргский служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми. Все они горячо отстаивали передовые (в понимании российской интеллигенции 1860-х годов) воззрения на искусство, религию, философию и политику. Противоречие между частной жизнью Мусоргского и его официальными функциями неуклонно обострялось. В 1865 у него случился первый серьезный запой (возможно, это была реакция на смерть матери), в 1867 он был отчислен со службы.
«Борис Годунов»
Лето 1867 Мусоргский провел в Минкино, имении своего старшего брата. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра - «Ночь на Лысой горе». Осенью того же года Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки». Стремлением углубить и развить находки Даргомыжского был продиктован следующий оперный замысел Мусоргского - «Женитьба» на полный прозаический текст комедии Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич)(написав первый акт, Мусоргский оставил работу над оперой). В начале 1869 он вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по А. С. Пушкину (см. ПУШКИН Александр Сергеевич)и Н. М. Карамзину (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович). После того как руководство Императорских театров отвергло оперу из-за отсутствия в ней значительной женской роли, композитор начал готовить ее новую редакцию. В 1872 опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Бесселя. Наконец, Мариинский театр принял оперу к постановке. Премьера «Бориса Годунова» состоялась в начале 1874 и прошла с большим успехом.
В последнее десятилетие
В 1870 Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собственные слова, а два года спустя начал работать над своей второй оперой на сюжет из российской истории. Оригинальное либретто «Хованщины» посвящено событиям раннего периода царствования Петра I. Монументальное по замыслу произведение (Мусоргский назвал его «народной музыкальной драмой») осталось неоконченным. Одной из причин этого были запои, мешавшие длительным творческим усилиям; к тому же композитора серьезно занимали и другие замыслы. В течение 1870-х Мусоргский сочинил вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» (оба - на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (см. ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич), чью поэзию Мусоргский высоко ценил) и фортепианный цикл «Картинки с выставки», вдохновленный рисунками рано умершего архитектора В. А. Гартмана (см. ГАРТМАН Виктор Александрович) .
Тогда же Мусоргский увлекся идеей создания комической оперы (см. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА) «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю; этот замысел не был доведен до конца). В 1878 жизнь Мусоргского на некоторое время вошла в относительно нормальную колею. Руководство департамента, где он служил, предоставило ему отпуск для концертной поездки на юг России в качестве аккомпаниатора певицы (контральто) Дарьи Леоновой (1829?-1896). Во время этой поездки Мусоргский сочинил «Песню Мефистофеля о блохе». Когда в январе 1880 Мусоргский вынужденно покинул государственную службу, Леонова предоставила ему кров и работу в своей школе пения. Между тем у Мусоргского развивалась алкогольная эпилепсия; в феврале 1881 он был помещен в Николаевский солдатский госпиталь, где умер месяц спустя.
Непреходящее значение композитора
Мусоргский уподоблял свое творчество «живой беседе с людьми» и считал своим долгом говорить людям правду, которую он противопоставлял самодовлеющей красоте чистого искусства. Отсюда - характерный для музыки Мусоргского недостаток внешней отделки, отчасти обусловленный демонстративным нежеланием композитора освоить традиционные консерваторские дисциплины. После смерти Мусоргского его друг Н. А. Римский-Корсаков (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич) предпринял работу по завершению и оркестровке «Хованщины» и редактированию «Бориса Годунова», романсов, «Ночи на Лысой горе», «Картинок с выставки». При этом он активно вмешивался в авторские тексты, корректируя их гармонические и прочие «ошибки» и шероховатости; в обеих операх Римский-Корсаков сделал ряд больших и малых купюр и произвольно изменил порядок сцен. Редакции Римского-Корсакова способствовали популяризации музыки Мусоргского в России и за границей, однако заметно помешали более глубокому пониманию подлинного, «неотшлифованного» Мусоргского.
Обе большие оперы Мусоргского - не просто яркие, величественные и до известной степени «экзотические» произведения для музыкального театра (в редакциях Римского-Корсакова подчеркнут именно их декоративно-монументальный аспект), но и глубокие, многозначные историко-философские концепции. В них воссоздается неоднократно повторявшаяся в истории России ситуация всеобщей духовной смуты, когда главными носителями твердых нравственных ценностей оставались юродивые и религиозные фанатики. Жизнь самых разных слоев общества показана в операх Мусоргского как с внешней, парадной стороны, так и со стороны изнанки, часто весьма непривлекательной. Отталкиваясь от находок Даргомыжского, Мусоргский разработал новый для русской музыки тип вокального речитатива (см. РЕЧИТАТИВ), который он назвал «осмысленной/оправданной мелодией»; средствами этой «мелодии» Мусоргский психологически достоверно воплотил как нюансы повседневных взаимоотношений персонажей, так и их переживания перед лицом тяжелейших испытаний. В мелодическом и гармоническом языке Мусоргского возрождаются принципы модальности (архаический русский модальный колорит преобладает в больших народных сценах, которыми изобилуют обе оперы). В драматургии опер важную роль играет противопоставление русского и иностранного (чуждого) начал; для обрисовки последнего Мусоргский прибегает к западной романтической манере письма (поляки в «Борисе», немцы в «Хованщине») и к стилизации в восточном духе («персидки» в «Хованщине»).
Вокальные циклы, лучшие романсы и песни Мусоргского также одушевлены стремлением к достоверному воссозданию жизни во всем ее многообразии. Особое место в наследии Мусоргского занимают «Картинки с выставки» - его единственное законченное чисто инструментальное произведение крупной формы. Скромные рисунки Гартмана вдохновили Мусоргского на создание подлинной симфонической по своему размаху фрески, в рамках которой колоритные и разнохарактерные миниатюры объединены необычайно действенной сквозной драматургической идеей. Неслучайно «Картинки» часто обрабатывались для оркестра; непревзойденной остается оркестровка М. Равеля (см. РАВЕЛЬ Морис) (1922).